Что такое нормализация звука и какой стандарт нормализации громкости нужно выбирать при рендере видео?
Стандартизация или нормализация звука в финале видеомонтажа при рендере (процессе создания финального видео файла) относится к процессу приведения аудио сигнала к определенным стандартным параметрам. Она используется для обеспечения однородного уровня громкости и качества звучания между различными аудиофайлами или элементами в мультимедийном проекте.
При создании мультимедийного контента, такого как фильмы, видеоигры, музыкальные композиции или веб-приложения, различные аудиофайлы могут иметь разные уровни громкости, динамический диапазон или общую громкость. Это может вызывать дискомфорт у слушателей, которые столкнутся с резкими перепадами громкости или несоответствием уровня звука между различными элементами.
Кажется, что читаете какую-то скучную муть? А вы слышали, что такое война громкостей?
Война громкостей (Loudness war) — термин, используемый для описания ситуации, когда в радиовещании, аудио записях или других мультимедийных форматах происходит непрерывное увеличение уровня громкости с целью привлечения внимания или создания более выразительного звучания. Это приводит к несоответствию уровней громкости между различными треками, программами или рекламными блоками.
Во время войны громкостей производители и вещательные станции старались сделать свой контент громче и заметнее по сравнению с конкурентами. Это привело к избыточно высокому уровню громкости и потере динамического диапазона, что негативно сказалось на качестве звучания и комфорте прослушивания.
В результате войны громкостей зритель или слушатель столкнулся с резкими перепадами громкости при переключении между программами или треками, а также с постоянно высоким уровнем громкости, что может быть неприятным и утомительным для восприятия.
При сравнении двух записей с разным уровнем громкости, обычно предпочтение отдается более громкой записи. Это связано с тем, что человеческое ухо реагирует на различные уровни звукового давления. Уровень давления звука влияет на способность воспринимать звуковые частоты – чем выше давление, тем больше высоких и низких частот мы можем услышать.
Музыка с более высокой громкостью легче воспринимается в шумной обстановке, такой как в машине, поезде или на оживленной улице. Кроме того, такая музыка субъективно звучит лучше на аудиосистемах низкого качества и имеет более высокое соотношение сигнал/шум. Из-за конкуренции в сферах радиовещания и звукозаписи возникла «война/гонка громкостей». Исполнители и звукооператоры также склонны увеличивать громкость музыки, чтобы соответствовать современным стандартам.
Для преодоления проблемы войны громкостей были разработаны стандарты и рекомендации, которые определяют требования к уровню громкости и динамическому диапазону аудио с целью создания более сбалансированного и комфортного звукового опыта для слушателей. Эти стандарты призваны обеспечить согласованность уровней громкости между различными программами и предотвратить экстремальное увеличение громкости.
Процесс стандартизации звука при рендере включает в себя изменение громкости, сжатие или расширение динамического диапазона и другие аудио-эффекты, чтобы достичь единообразия воспроизведения звука. Целью является создание приятного и сбалансированного звукового опыта для слушателей, где они не должны постоянно корректировать громкость воспроизведения или сталкиваться с резкими изменениями звука.
Существует несколько стандартов и рекомендаций, которые определяют методы нормализации звука:
ITU-R BS.1770
Рекомендация Международного союза электросвязи (ITU), которая определяет методы измерения уровня громкости аудиосигнала и уровня пикового сигнала. Она также определяет стандарты для измерения среднего уровня громкости (логарифмический уровень звука, измеряемый в LUFS – Loudness Units Relative to Full Scale) и максимального пикового уровня.
EBU R128
Стандарт Европейского вещательного союза (EBU), который основан на рекомендации ITU-R BS.1770. Он определяет требования к уровню громкости и динамическому диапазону аудиосигнала, а также методы измерения и нормализации уровня громкости.
ATSC A/85
Стандарт, разработанный Комитетом по системам телевидения Америки (ATSC). Он определяет методы измерения и нормализации уровня громкости аудиосигнала для цифрового телевидения.
AES17
Стандарт Американского института звукозаписи (AES), который определяет методы измерения и регулирования уровня громкости аудиосигнала в профессиональных аудиосистемах.
Стандартизация или нормализация звука в России и странах СНГ
В 2015 году Минкомсвязь России утвердила рекомендации в области нормирования звука на ТВ, аналогичные EBU R 128, согласно которым громкость программы должна находиться на уровне около −23 LUFS.
Стандартные нормализованные уровни громкости различаются в зависимости от территории и области применения:
−24 LUFS: ATSC A/85 (американское телевидение), NPRSS, и радиопередача PRX;
−23 LUFS: трансляция EBU R 128
−19…−16 LUFS: Apple Music, Qobuz, подкасты PRX
−14 LUFS: Tidal, Amazon Music, Spotify, YouTube и другие стриминговые платформы
Например, предпочтительный уровень громкости YouTube составляет -14 LUFS, поэтому, если аудиопрограмма анализируется как -10 LUFS, YouTube снизит громкость на 4 дБ, чтобы довести ее до предпочтительного уровня.
Стандартизация звука также может быть важной для соблюдения аудио-стандартов и требований, таких как спецификации трансляционных компаний или платформ цифрового контента. Это позволяет обеспечить согласованность звучания между различными устройствами и платформами воспроизведения.
Применение стандартизации звука при рендере может быть выполнено с помощью специализированных аудио-редакторов и программного обеспечения, которые предлагают функции нормализации громкости, компрессии и других аудио-эффектов.
Стандарт-рекомандация ITU-R BS.1770 вводит ограничения на уровень громкости и динамический диапазон, чтобы обеспечить согласованность и комфортное восприятие звука телевизионных передач. Он был разработан с целью предотвращения резких перепадов громкости между программами и рекламой, а также для снижения воздействия слишком громкой рекламы на зрителей.
Этот стандарт применяется в российском телевещании и рекомендуется для использования в странах СНГ. Он обязателен для всех телеканалов и производителей аудио контента, работающих на территории России и стран СНГ, и подлежит контролю и соблюдению соответствующими организациями и регулирующими органами.
Нормализация звука Adobe – как сделать?
Все просто. При настройке рендера выбирайте эффекты (effects) и далее нормализация громкости (loudness normalization). Всегда!
В СНГ оптимальный стандарт ITU-R BS.1770. И уже забудьте про необходимость “на глаз” или “ухо” подстраивать уровень громкости вашего видео.
Как измерить LUFS?
Измерение LUFS (Loudness Units Full Scale) в звуковом файле обычно выполняется с помощью специализированных аудиоанализаторов или программного обеспечения. Вот несколько способов сделать это:
Использование аудиоредактора
Многие аудиоредакторы, такие как Adobe Audition, Audacity, Pro Tools и другие, имеют инструменты для измерения громкости и LUFS. Обычно вы можете найти эту функцию в меню анализа или специализированных плагинах.
Плагины измерения громкости
Существует множество плагинов для аудиоредакторов и DAW (Digital Audio Workstation), которые специализируются на измерении громкости и LUFS. Некоторые из них включают Waves WLM, iZotope Insight, TC Electronic Clarity M, и многие другие.
Специализированные программы
Существуют также специализированные программы для измерения громкости и LUFS, такие как Orban Loudness Meter, R128xMeter, YouLean Loudness Meter и другие.
Использование командной строки и скриптов
Для автоматизации процесса можно использовать аудиофайлы, утилиты командной строки и скрипты, написанные на языках программирования, таких как Python.
При измерении LUFS важно также учитывать спецификации и стандарты, применяемые к вашему контенту или проекту, такие как ATSC A/85 для телевидения или EBU R128 для радиовещания.Начало формы
Утилита с открытым исходным кодом для нормализации аудиофайлов при пакетной обработке с использованием языка Python и фреймворка FFmpeg: https://github.com/slhck/ffmpeg-normalize